События

«Отец» сюрреализма в Москве

С 20 апреля по 23 июля в Третьяковской галерее на Крымском валу будет проходить масштабная выставка, призванная поближе познакомить российскую публику с итальянским художником Джорджо де Кирико. Эту очень важную для европейского искусства XX века персону мы пока не так хорошо знаем, в отличие от других более поздних сюрреалистов, таких как Дали и Магритт

«Отец» сюрреализма в Москве
Фото: Выставка проходит в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес»

Анна Бебекина

В Третьяковской галерее открылась первая в России масштабная выставка итальянского художника, имя которого связывают с началом сюрреализма, Джорджо де Кирико.

Это первая выставка художника, если не считать выставку современного искусства в 1929 году в Москве, где были выставлены четыре работы де Кирико. Кстати, одна из них была куплена и сейчас хранится в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Выставка включает более ста разных по духу и направленям работ, созданных художником с середины 1910-х по 1970-е годы.

Де Кирико основал движение «Метафизическая живопись», но за свою долгую и продуктивную жизнь попробовал себя во многих жанрах, периодически возвращаясь к старым мастерам за вдохновением и вызывая этим возмущение коллег по цеху, маститых сюрреалистов.  Много раз он переосмысливал античные и мифологические сюжеты. Теме «Вечного возвращения» посвящен целый раздел на выставке.

Выставка заняла два зала Третьяковкой галереи на Крымском валу: в стеклянных кубах красуются костюмы, в цветных альковы, имитирующих упрощённые архитектурные форма, нашла себе место графика, которая нуждается в другом режиме освещения.

Третьяковкая галерея, традиционно ассоциирующаяся  у нас с русским искусством, в последнее время активно занялась разрушением шаблонов и организовала сразу несколько выставок европейского искусства:  «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо»  и «От Елизаветы до Виктории. Английский портрет из собрания Национальной портретной галереи, Лондон».

При этом в самом музее ничего странного в этом не видят и считают органичным и исторически вполне обоснованным. Коллекция современного русского искусства, которую собирал Павел Михайлович Третьяков была представлена в «контексте западно-европейского, которое собирал его брат Сергей Михайлович». Директор музея Зельфира Трегулова рассказывает, что «Жанна Самари» ( «Портрет актрисы Жанны Самари» Ренуара — Примеч. ред.) висела тогда в Третьяковке. Та самая «Жанна Самари», которая сейчас висит Эрмитаже!  Так что изначально русское искусство не отрывали от европейского контекста, с которым оно всегда было очень тесно связано. Действительно, уже  после Революции собрание братьев  Третьяковых было разделено по «национальному признаку».

Сергей Гармаш на выставке Джорджо де Кирико

О связи самого здания на Крымском валу говорит также архитектор выставки Сергей Чобан: «Это здание, в некотором смысле, и есть объект де Кирико. Если вы посмотрите на Палаццо дожей на его картине, это и есть ЦДХ. Вся его структура -– верхняя аркатура, нижняя аркада – только без деталей. Это очень в духе де Кирико, та же самая структура, но без деталей. Арки, колонны, но у него не было ни ордена, ни капители. Поэтому это здание очень подходит для выставки в целом».

Над проектом здания ЦДХ в начале 60-х работали Николай Сукоян и Юрий Шевердяев – ученики Жолтовского, которые, как считает архитектор,  не могли не быть знакомы с работами художника, без которого вряд ли бы состоялся сюрреализм.

Для выставки предоставили работы семь музейных и частных собраний, среди которых Национальная галерея нового и современного искусства (Рим), Музей нового и современного искусства Тренто и Роверето, Центр Жоржа Помпиду (Париж), Музей Виктории и Альберта (Лондон), ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также Фонд Джорджо и Изы де Кирико (Рим) и частная коллекция в Швейцарии.

Фонд де Кирико, основанный в 1986 году и получивший по завещанию вдовы художника большой корпус его поздних работ, находится в Риме. На выставке будут представлены произведения живописи, графики, скульптуры, а также театральные костюмы, выполненные художником для антрепризы Сергея Дягилева к балетной постановке «Бал» 1929 года.