Спецпроекты

Крымские стражи князя Литовского

Городок Тракай — в часе езды от Вильнюса. Садишься на автобус на центральном вокзале, не успеваешь заснуть, и уже на месте. Туристы приезжают сюда в первую очередь ради замка: гуляют вдоль озера, лениво осматривают экспозицию и уезжают вечерним автобусом — дольше одного дня в Тракае откровенно нечего делать. Однако чтобы полюбить этот городишко, не надо бродить по замковым стенам. Надо есть.

Крымские стражи князя Литовского

Анастасия Феоктистова

До сих пор в Тракае подают караимские пирожки — кибины. Делают их здесь со времен Средневековья — с тех самых пор, как маленькое племя караимов  поселилось в Литве. Кто такие караимы, сейчас почти никто не помнит. А вот пирожки — большие, с сочной мясной начинкой и густым бульоном — пережили века.

На историю караимов немного проливает свет экспозиция Островного замка — там за стеклом хранятся национальные костюмы, украшения и книги.  

Караимы, тюркское племя, переселились в Литву из Крыма. В XIV века во время очередного набега князь Литовский Витовт привез из Крыма пленников — несколько сотен семей. Караимы были отличными воинами. Они принесли присягу и вошли в княжескую дружину, став верными стражниками замка и охранниками князя и его семьи. Помимо охраны, караимы занимались ремеслом, торговлей и ростовщичеством.

По другой версии, князь Витовт в Крыму никогда не был, а караимы и татары пришли в эти земли вместе с беглым ханом Тохтамышем.  Этот вариант особенно нравится самим караимам.

Оказавшись в Тракае, караимы в короткий срок расселились по всей Литве.

Откуда взялись крымские караимы, ученые так и не определись. Одни говорят, эта этническая группа — потомки евреев, другие — потомки хазар. С евреями у караимов явно больше общего, чем с тюркскими народами.  В первую очередь, религия.

Караимы исповедовали караимизм — религиозное учение, основанное на Танахе — Ветхом завете, —  по сути, видоизмененный иудаизм.

В Средние века караимы практически не отделяли себя от еврейской культурной среды. Потом, когда часть их территорий присоединили к Российской империи, древнееврейский язык на богослужениях был вытеснен караимским диалектом, а в обычной жизни — попросту русским. В итоге караимы растворились среди других народов.

Но в Тракае до сих пор не стерты караимские следы.  Остались и немногочисленные дома, и кенасса — караимский храм, и кухня — в первую очередь, кибины с мясной начинкой. Главная особенность пирожков — внутри не только мясо, но и бульон.  

В рестораны вблизи замка лучше не соваться — прогуляйтесь и загляните в один из деревянных караимских домов с резными украшениями и деталями. Там открыты кафе, в обеденное время настолько шумные, что глохнешь сразу, как заходишь внутрь. Проворные официанты то и дело выносят дымящиеся тарелки с кибинами. Главное — не резать пирожки ножом, а то потеряешь бульон. Кибины большие: даже если голоден, вряд ли съешь больше трех-четырех штук.

Тракайский замок был почти полностью утрачен и  восстановлен только в советские годы. Сейчас символ города снова напоминает о былом могуществе Тракая. Впрочем, только снаружи. Сердце города не здесь, а в караимских домах, где пахнет бараниной и травами.